Размер шрифта: Цвет сайта: Карта сайта Обычная версия сайта

Работа педагога – психолога с родителями

14 Марта 2020 года
Работа  педагога – психолога с родителями студентов нового набора  2019 - 2020 уч.г., через групповую тренинговую  работу.
 
14.03.2020 г стартовал первый  в этом учебном году  тренинг  для родителей студентов нового набора,  в рамках повышения  психолого-педагогической  компетентности  у родителей, а также, направленный на  профилактику  внутрисемейных  конфликтов.
 
Задачи тренинга:
1.Обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений.
2. Исследование специфики родительского отношения, опросники  для определения «детско-родительских отношений» с последующим обозначением  психолого-педагогической  коррекции   в данном направлении.
3. Знакомство с психологической характеристикой подростково - юношеского  возраста и особенностей взаимодействия с учетом гендерного   различия.
4. Отработка навыков конструктивного взаимодействия в контексте «родитель-ребенок-конфликт» в практической работе, психологических играх.
Форма  тренинговой  работы:  Тематическое, превентивное  просвещение с элементами  дискуссии, «Мозгового штурма», тренинговых  упражнений, основной диагностикой.
Участники:   8 – 12  родителей  студентов групп нового набора.
 
Тренинг «Родительского мастерства» начался с психологического, положительного настроя рабочей группы на интенсивную работу. Считаю, что данный элемент необходим в начале работы, т.к. не все родители имеют представление о тренинговой работе. Поэтому, на этапе знакомства  главная задача ведущего снять психологические зажимы аудитории, настроить на восприятие той полезной информации, которая в дальнейшем поможет родителям быть  более уверенными во взаимодействии со своими детьми, не бояться идти на конструктивный контакт  с кураторами, преподавателями и другими специалистами колледжа. Для того чтобы родители поняли насколько важна данная работа, почувствовали важность  взаимодействия в системе «студент-преподаватель-родитель»  на конечный результат, я продемонстрировала те этапы работы, которые уже проделаны в преддверии родительского тренинга. А это:
-   студенты на первоначальном этапе обучения в колледже  проходят обязательную диагностику  на определение психологического портрета личности, определения уровня социальной адаптации. Где выявляются причины дезадаптивного поведения и пути психолого-педагогической коррекции
-   проводится  общее родительское собрание для родителей студентов нового набора по теме: «Роль семьи в социализации личности», где большую  часть уделяется вопросу помощи студентам имеющим социальную или личностную дезадаптацию. На родительских собраниях в учебных группах  формируются тренинговые группы из числа родителей, желающих посетить тренинг «Родительского мастерства».
-    в течение учебного года в группах проводится  час куратора «Конфликт с родителями. Пути решения» в рамках превентивного воспитания  и решения  конфликтных ситуаций.

Тренинг  был построен таким образом,  что  ведущий мог  использовать  разные формы работы с тренинговой группой:
          - метод «Мозгового штурма»;
          - дискуссия;
          - работа в «Т – группах»;
          - диагностический инструментарий;
          - тренинговые упражнения;
          -  рефлексия;
          - работа в « рабочих тетрадях»;
          - презентация

Вся  теоретическая и  информационная часть тренинга  была изложена на понятном и доступном для родителей  языке. Родители с удовольствием включались в обсуждение, приводя для убедительности примеры из их  жизненного опыта.
Родители  активно включалась в практическую  работу, т.к. тренинговое занятие  было построено на частой смене деятельности. От теории мы переходили к практике, и наоборот. Очень важной  была обратная связь с аудиторией, т.к. родители при этом не стеснялись задавать вопросы на волнующие их темы. И этот момент был очень важен в работе! Мне хотелось использовать  доступный  арсенал ЗУН в борьбе с внутрисемейными конфликтами, профилактикой дезадаптивного поведения, возрастных и личностных кризисов подростково - юношеского возраста, не только которым владею я, но и то, что уже работает в практическом взаимодействии у родителей. Мне хотелось показать и подчеркнуть родителям,  насколько важна их мудрая  позиция и поддержка не только  в процессе адаптации и профессионального выбора, но и мотивации к обучению, общению, выражению своих чувств по отношению к своим детям.  А главное, чтобы они услышали те  советы, которые помогли бы им  «собраться» в ответственный и критический момент и достойно пройти все   трудности и испытания совместно со своими детьми.
 Этот психологический прием направлен не только на передачу опыта, но и на формирование более конструктивной  позиции  роли родителей в профессиональном становлении студентов. Данная работа способствует  повышению родительской  самооценки, улучшению качества адаптации студентов, повышение учебной мотивации, а также, в профессиональном  самоутверждении молодых людей.
Считаю, что  цель проводимого тренинга  достигнута:
   -важная информация  для  родителей  была доведена в доступной и понятной форме;
   - родители  активно обсуждали  практические задания, задавали вопросы в процессе выступлений  участников, психолога, с интересом обменивались опытом;
   - на рефлексии данного тренинга, родители  отметили самые значимые для себя   практические,  и теоретические советы в вопросах взаимодействия и решения конфликтных ситуаций, пришли к выводу, что опасения и страхи по поводу самостоятельности и взросления детей – это последствия родительского эгоизма, нарушение адаптации  ребенка в обществе.
 
Тренинги для родителей проводимые педагогом – психологом Подгорновой М.В. были апробированы  в феврале 2012 г. На сегодняшний момент тренинги  являются неким успешным показателем в системе работы «родитель – ребёнок». 
Приглашение от педагога – психолога для участия в тренинге родители получают на общеколледжном  родительском собрании в октябре каждого учебного года. До встречи с родителями в тренинговой работе, в колледже проходится ряд мероприятий посвященных адаптации студентов нового набора:
- диагностика первичная и вторичная на определение психологического портрета студента и, определения уровня его социальной адаптации;
- выявления  студентов «зоны риска»;
- обязательные встречи  с кураторами групп нового набора для  определения коррекционных мер по взаимодействию со студентами группы;
-   проводятся  педагогические совещания по адаптации студентов нового набора, где обязательным условием данной педагогической совместной работы является определение стратегии продуктивного взаимодействия с каждым участником образовательного процесса;
-   проводятся обязательные психологические консультации со студентами и их родителями, не перешедшими границу адаптации, а также, студентами, требующими индивидуального психологического сопровождения;
-  с преподавателями колледжа проводятся обучающие семинары, совещания – практикумы, направленные на расширение психологических  знаний и педагогических практик;
-  студенты, посещающие в течение  учебного года факультативные занятия по психологии «Общение без границ» (автор Подгорнова М.В.), в начале второго семестра  пишут для родительского тренинга вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать от родителей. Данные вопросы сформированы по конвертам, например: «Мама», «Свобода», «Отец/отчим», «Ответственность», «Моя душа», «Внутреннее одиночество»  и  т.п.
Во втором семестре начинается этап групповой тренинговой работы с родителями студентов нового набора. Статистика   данной работы такова: в 2012 г посетило тренинг «Родительского мастерства» - 12 родителей, в 2019 г – 56 участников. Конечно, радует, что данная работа психолога находит положительный отклик в сердцах родителей, и впереди нас ждет еще ни одна встреча с родителями в данном формате совместной продуктивной работы!
 
                                                             Педагог – психолог  КТКПодгорнова М.В.