Работа педагога – психолога с родителями
14 Марта 2020 года
Работа педагога – психолога с родителями студентов нового набора 2019 - 2020 уч.г., через групповую тренинговую работу.
14.03.2020 г стартовал первый в этом учебном году тренинг для родителей студентов нового набора, в рамках повышения психолого-педагогической компетентности у родителей, а также, направленный на профилактику внутрисемейных конфликтов.
Задачи тренинга:
1.Обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений.
2. Исследование специфики родительского отношения, опросники для определения «детско-родительских отношений» с последующим обозначением психолого-педагогической коррекции в данном направлении.
3. Знакомство с психологической характеристикой подростково - юношеского возраста и особенностей взаимодействия с учетом гендерного различия.
4. Отработка навыков конструктивного взаимодействия в контексте «родитель-ребенок-конфликт» в практической работе, психологических играх.
Форма тренинговой работы: Тематическое, превентивное просвещение с элементами дискуссии, «Мозгового штурма», тренинговых упражнений, основной диагностикой.
Участники: 8 – 12 родителей студентов групп нового набора.
Тренинг «Родительского мастерства» начался с психологического, положительного настроя рабочей группы на интенсивную работу. Считаю, что данный элемент необходим в начале работы, т.к. не все родители имеют представление о тренинговой работе. Поэтому, на этапе знакомства главная задача ведущего снять психологические зажимы аудитории, настроить на восприятие той полезной информации, которая в дальнейшем поможет родителям быть более уверенными во взаимодействии со своими детьми, не бояться идти на конструктивный контакт с кураторами, преподавателями и другими специалистами колледжа. Для того чтобы родители поняли насколько важна данная работа, почувствовали важность взаимодействия в системе «студент-преподаватель-родитель» на конечный результат, я продемонстрировала те этапы работы, которые уже проделаны в преддверии родительского тренинга. А это:
- студенты на первоначальном этапе обучения в колледже проходят обязательную диагностику на определение психологического портрета личности, определения уровня социальной адаптации. Где выявляются причины дезадаптивного поведения и пути психолого-педагогической коррекции
- проводится общее родительское собрание для родителей студентов нового набора по теме: «Роль семьи в социализации личности», где большую часть уделяется вопросу помощи студентам имеющим социальную или личностную дезадаптацию. На родительских собраниях в учебных группах формируются тренинговые группы из числа родителей, желающих посетить тренинг «Родительского мастерства».
- в течение учебного года в группах проводится час куратора «Конфликт с родителями. Пути решения» в рамках превентивного воспитания и решения конфликтных ситуаций.
Тренинг был построен таким образом, что ведущий мог использовать разные формы работы с тренинговой группой:
- метод «Мозгового штурма»;
- дискуссия;
- работа в «Т – группах»;
- диагностический инструментарий;
- тренинговые упражнения;
- рефлексия;
- работа в « рабочих тетрадях»;
- презентация
Вся теоретическая и информационная часть тренинга была изложена на понятном и доступном для родителей языке. Родители с удовольствием включались в обсуждение, приводя для убедительности примеры из их жизненного опыта.
Родители активно включалась в практическую работу, т.к. тренинговое занятие было построено на частой смене деятельности. От теории мы переходили к практике, и наоборот. Очень важной была обратная связь с аудиторией, т.к. родители при этом не стеснялись задавать вопросы на волнующие их темы. И этот момент был очень важен в работе! Мне хотелось использовать доступный арсенал ЗУН в борьбе с внутрисемейными конфликтами, профилактикой дезадаптивного поведения, возрастных и личностных кризисов подростково - юношеского возраста, не только которым владею я, но и то, что уже работает в практическом взаимодействии у родителей. Мне хотелось показать и подчеркнуть родителям, насколько важна их мудрая позиция и поддержка не только в процессе адаптации и профессионального выбора, но и мотивации к обучению, общению, выражению своих чувств по отношению к своим детям. А главное, чтобы они услышали те советы, которые помогли бы им «собраться» в ответственный и критический момент и достойно пройти все трудности и испытания совместно со своими детьми.
Этот психологический прием направлен не только на передачу опыта, но и на формирование более конструктивной позиции роли родителей в профессиональном становлении студентов. Данная работа способствует повышению родительской самооценки, улучшению качества адаптации студентов, повышение учебной мотивации, а также, в профессиональном самоутверждении молодых людей.
Считаю, что цель проводимого тренинга достигнута:
-важная информация для родителей была доведена в доступной и понятной форме;
- родители активно обсуждали практические задания, задавали вопросы в процессе выступлений участников, психолога, с интересом обменивались опытом;
- на рефлексии данного тренинга, родители отметили самые значимые для себя практические, и теоретические советы в вопросах взаимодействия и решения конфликтных ситуаций, пришли к выводу, что опасения и страхи по поводу самостоятельности и взросления детей – это последствия родительского эгоизма, нарушение адаптации ребенка в обществе.
Тренинги для родителей проводимые педагогом – психологом Подгорновой М.В. были апробированы в феврале 2012 г. На сегодняшний момент тренинги являются неким успешным показателем в системе работы «родитель – ребёнок».
Приглашение от педагога – психолога для участия в тренинге родители получают на общеколледжном родительском собрании в октябре каждого учебного года. До встречи с родителями в тренинговой работе, в колледже проходится ряд мероприятий посвященных адаптации студентов нового набора:
- диагностика первичная и вторичная на определение психологического портрета студента и, определения уровня его социальной адаптации;
- выявления студентов «зоны риска»;
- обязательные встречи с кураторами групп нового набора для определения коррекционных мер по взаимодействию со студентами группы;
- проводятся педагогические совещания по адаптации студентов нового набора, где обязательным условием данной педагогической совместной работы является определение стратегии продуктивного взаимодействия с каждым участником образовательного процесса;
- проводятся обязательные психологические консультации со студентами и их родителями, не перешедшими границу адаптации, а также, студентами, требующими индивидуального психологического сопровождения;
- с преподавателями колледжа проводятся обучающие семинары, совещания – практикумы, направленные на расширение психологических знаний и педагогических практик;
- студенты, посещающие в течение учебного года факультативные занятия по психологии «Общение без границ» (автор Подгорнова М.В.), в начале второго семестра пишут для родительского тренинга вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать от родителей. Данные вопросы сформированы по конвертам, например: «Мама», «Свобода», «Отец/отчим», «Ответственность», «Моя душа», «Внутреннее одиночество» и т.п.
Во втором семестре начинается этап групповой тренинговой работы с родителями студентов нового набора. Статистика данной работы такова: в 2012 г посетило тренинг «Родительского мастерства» - 12 родителей, в 2019 г – 56 участников. Конечно, радует, что данная работа психолога находит положительный отклик в сердцах родителей, и впереди нас ждет еще ни одна встреча с родителями в данном формате совместной продуктивной работы!
Педагог – психолог КТКПодгорнова М.В.