Основные направления психолого-педагогической работы
Подготовка активного специалиста с развитым самопознанием, самоорганизацией, способного к социальной адаптации, раскрытию собственных сил и потенциала невозможно без психологических знаний. Как известно, преподаватели работают со студентами юношеского возраста, со всеми ему присущими психологическими особенностями. В преподавательский состав входит немалое число людей, не имеющих психологического образования. А есть еще и родители, которые не всегда знают, как поступить в той или иной ситуации в отношении со своими детьми. Таким образом, проблемы возникают всегда и нужно уметь их разрешать.
С целью содействия полноценному и своевременному психологическому развитию студента, обеспечения его психического здоровья и эмоционального благополучия в колледже организовано психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности студента осуществляется по следующим направлениям:
- психологическое диагностирование;
- психопрофилактика и коррекция;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение.
Психодиагностика направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния студентов. Преподавателям надо знать, что мы имеем, что исправлять, с чем работать. Психологическая диагностика проводится как с группами студентов, так и индивидуально.
Так, в период с сентября по декабрь диагностируются студенты первого курса по проблемам адаптации. Определяется в целом уровень адаптации с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность». Этот тест имеет несколько структурных шкал: шкала поведенческой регуляции рассматривает склонность к нервно-психическим срывам, адекватности самооценки, восприятия действительности; шкала коммуникативного потенциала характеризует коммуникативные способности, проявление агрессивности, конфликтности; шкала морально-нравственной нормативности оценивает уровень социализации, стремление соблюдения общепринятых норм поведения.
Для прогнозирования развития состояния межличностных отношений в учебной группе исследуются уровень благополучия во взаимодействии членов группы и их социометрический статус. Для формирования деятельности активов групп проводится экспресс диагностика характерологических особенностей личности и «Психогеометрия». Данные методики позволяют определить ведущие черты личности, способы реагирования в обыденных ситуациях, тип темперамента и скорректировать
способы взаимодействия в системе «преподаватель — студент», «студент — студент».
В группах 2-4 курса психологическое обследование проводится выборочно по проблемам межличностных отношений, изучению психофизиологических, характерологических особенностей личности, самооценке, конфликтности, поведенческим характеристикам и т.д.
Помимо стандартизированных и проективных тестов в диагностической работе используется анкетирование. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт. Так в нашем колледже проводятся анкеты по исследованию учебной мотивации студентов, определению уровня воспитанности студентов, отношения к здоровому образу жизни, интересов и ценностей студенческой молодежи.
Психодиагностика – направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в образовательном процессе. Любая психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего профилактической и коррекционно-развивающей деятельностью.
В рамках данного направления проводятся следующие мероприятия:
1. Выступления с методическими докладами на педсоветах, семинарах кураторов, родительских собраниях. Например:
- Проблемы адаптации первокурсников;
- Проблемы во взаимоотношениях между подростками и родителями;
- Психология юношеского возраста и формирование самосознания;
- Мотивация к учебной деятельности;
- Эффективное общение с родителями;
- Наркотическая зависимость и ее профилактика и др.
Традиционным мероприятием для преподавателей стало проведение семинара-практикума на разнообразную тематику: «Особенности юношеского возраста», «Как повысить стрессоустойчивость», «Основы педагогического общения».
2. Тренинги и интерактивные занятия со студентами. Например:
- Тренинг для первых курсов на решение адаптационных проблем;
- Групповое занятие на развитие социального интеллекта «Познавая себя и окружающих»;
- Тренинг коммуникативной культуры;
- Тренинг уверенного и неуверенного поведения;
- Интерактивные занятия на формирование сплоченности и толерантности в группе и т.д.
Психологическое консультирование проводится в течение всего учебного года по заявкам кураторов, родителей, студентов. Направлено на оказание помощи студентам, испытывающим трудности в общении, адаптации к новым условиям жизни, оказание помощи и поддержки участникам образовательного процесса, находящимся в стрессовом состоянии или в состоянии сильного эмоционального переживания, помощи в решении конфликтных ситуаций.
Важное направление в деятельности психолога занимает просвещение, которое носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении студентов посредством информирования родителей и преподавателей по результатам диагностики и наблюдения. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и преподавателей с различными областями психологических знаний.
В рамках просветительской работы среди студентов, родителей и педагогического коллектива проводятся различные мероприятия, например:
1. Распространение психологических знаний через факультатив "Психология общения".
2. Тематические классные часы для студентов по темам:
- «Знаете ли вы себя?»
- «Дела домашние»
- «Найти работу» и др.
3. Подборка материала и разработка методических пособий для проведения уроков, классных часов, индивидуальных и групповых бесед. Например:
- «Можно ли улучшить свою память?»
- «Правила хорошего настроения»
- «Конфликт и пути его разрешения» и др.
4. Выступление на родительских собраниях и педагогических семинарах по темам:
- Учет темперамента в учебно-воспитательной работе;
- Взаимоотношения с подростком и др.
- «Психологическая поддержка родителями своего ребенка в период сессии»,
- «Влияние эмоциональной среды на успеваемость студентов»,
- «Отношения в семье».
Таким образом, задача педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь студенту раскрыть свои возможности, обрести уверенность в себе, подкрепить то положительное, что есть в его личности, удержать от неблаговидных поступков. Потому, что вовремя оказанная поддержка освобождает студента от множества проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить и учиться.
Роль психолого-педагогического сопровождения в воспитательной системе колледжа велика. Педагог «сеет разумное, доброе, вечное», а психолог – направляет в нужном направлении.